Социально-психологическая служба

  • Работа педагога-психолога (нажмите, чтобы развернуть)

     

    Роль педагога-психолога в формировании личностных качеств кадета

                                                      

    Работа педагога-психолога в ГУ Краевой кадетской школе - интернат Забайкальского края является необходимым компонентом системы обучения и воспитания. Цель работы – создание благоприятных психологических условий для успешного развития кадета, обеспечения личностного развития, социального и профессионального самоопределения, становления и самореализации, сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса, представляющее состояние субъективного благополучия личности, обеспечивающее оптимальные возможности эффективного взаимодействия с окружающими миром, людьми и позволяющее свободно реализовывать внутренние ресурсы.

             Основные задачи работы педагога-психолога:

    1)    сохранение и укрепление психологического здоровья кадетов;

    2)    психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи;

    3)    содействие развитию психологической культуры всех субъектов;

    4)    психологическое содействие личностному и социальному развитию учащихся в процессе учебной  деятельности, развитие способности к самопознанию, самовоспитанию, саморазвитию.

    Психологическое сопровождение в формировании личностных качеств кадета проводится по следующим направлениям:

    I. Психопросвещение и психопрофилактика.

    Цели:

    а) популяризация психологических знаний;

    б) профилактика асоциального поведения.

    II. Диагностика.

    Цель данной деятельности – изучение:

    а) индивидуальных психологических особенностей, определение их потенциальных возможностей;

    б) процессов адаптации (дезадаптации);

    в) причин нарушений в обучении, развитии.

    Предметом психологической диагностики является определение психологического статуса кадета: особенностей развития психических функций, склад его личности, характера, темперамента. Эти исследования проводятся в соответствии с адаптационной программой  для 5-ых и 6-ых классов. Социальная адаптация – это процесс эффективного взаимодействия с окружающей средой, в ходе которой овладевают механизмами социального поведения и усваивают нормы, имеющие адаптационное значение. В качестве основных причин ухода из  класса или школы учащихся выделяются трудности адаптации, проявляющиеся как в отрицательных эмоциональных состояниях, так и в неспособности полноценно включиться в учебный процесс.

    По индивидуальным обращениям проводится диагностика:

    1) типов темперамента кадета с помощью компьютерной версии теста Г. Айзенка;

    2) индивидуально-типологических различий с помощью графической методики «конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»;

    Тестирование с помощью рисования человека из геометрических фигур давно используется в психологии. Цель применения теста – выявление индивидуально-типологических различий. Некоторые считают, что этот тест был предложен графологом из Сакн-Франциско Э. Махони. Однако публикаций по изучению особенностей этого метода практически нет.

    Систематическое изучение результатов, получаемых по данному тесту, позволило создать классификацию рисунков. Упорядочить те качества личности, которые выявляет рисунок. Интерпретация основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к «острой», «наступательной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг – фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием. Мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем из других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, «технический модуль». Типология, основанная на предпочтение геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода «систему» индивидуально-типологических различий.

    С помощью теста на основе соотношения геометрических фигур в рисунке человека вы узнаете индивидуальные особенности учащихся. Вы обнаружите и те возможности и способности, которые, возможно, ученики еще не смогли проявить, и поймете, какие социальные роли им наиболее свойственны.

    3) личностных качеств кадета с помощью рисуночного теста «несуществующее животное»;

    Метод исследования личности, с помощью проективного теста, построенного на теории психомоторной связи

    4) способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Для данной работы используется графическая методика «человек под дождем». Она ориентирована на диагностику силы Эго ученика. Позволяет изучить личностные резервы и особенности защитных механизмов. Графические методы часто рассматриваются как несамостоятельные. Однако они дают возможность проецировать реальность и по-своему интегрировать ее.

    5) готовности учащихся 9 и 11классов к экзаменам  с помощью спец. анкет;

    6) уровня личностной тревожности кадета с помощью шкалы личностной тревожности Ч.Д.Спилберга;

    7) самооценки учащегося;

    8) мотивов учебной деятельности;

    9) профориентации и т.д.

    Так же проводится профилактическая диагностика здорового образа жизни. 

    III. Коррекционно-развивающая работа.

    Цели:

             а) оказание психологической помощи и поддержки учащимся в решении личностных проблем;

             б) содействие социальной реабилитации учащихся с особыми адаптационными потребностями.

             Коррекционно-развивающая работа ведется по следующим направлениям:

    1)    адаптационная программа для кадетов 5 и 6 классов;

    2)    индивидуальная коррекционная работа «Узнай себя и других» с проблемными учащимися в общежитии с помощью музыкотерапии;

    3)     в проблемных классах и взводах по соц. заказу тренинги на сплочённость;

    4)     кружок «Психологические увлечения»;

    5)    по заказу тренинг развития уверенного поведения кадета  с заниженной самооценкой и высокой тревожностью;

    6)    для девушек  тренинг под названием «Ты девушка, и этим ты права»;

    7)    профилактический тренинг «Скажи наркотикам нет»;

    8)    игротренинг «Мир  профессий»;

    9)    программа «Развития толерантных качеств кадета»;

    10)                      снятие эмоционального напряжения.

    11)                      «Армейский калейдоскоп»

    IV. Консультирование.

              Консультирование кадетов по вопросам обучения, адаптации, коммуникации, личностного развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками и т.д. проводится ежедневно.

      педагог-психолог

                                           Шолохова Е. А.

     

                                                         

     

    свернуть
  • Советы для родителей выпускников (нажмите, чтобы развернуть)

    ГУ Краевая кадетская школа-интернат

    Советы родителям.

    Как помочь детям

    подготовиться к экзаменам.

    Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

    Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справится со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

    Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

    Повышайте их уверенность в себе, так, как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

    Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не может вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

    Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

    Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

    Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

    Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

    Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т. д.

    Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных тестов и сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

    Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда ребенок будет иметь навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

    Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

    Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

    - пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержаться, это поможет настроиться на работу;

    - внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагать ответ и торопиться его вписать);

    - если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

    - если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный ответ;

    И помните: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

     

    Составитель:    педагог-психолог Шолохова Е.А.

    свернуть
  • Советы выпускникам (нажмите, чтобы развернуть)

    ГУ Краевая кадетская школа-интернат

    ПОМОГИ СЕБЕ УСПЕШНО

    СДАТЬ ЭКЗАМЕНЫ

     

    НАДО ВЛАДЕТЬ

    МЕТОДАМИ И ПРИЕМАМИ САМОРЕГУЛЯЦИИ

    Эмоциональный стресс

    «экстремальные ситуации»

    Причина: лишен средств достижения, получения результата.

    1. При физиологическом стрессе (сильном звуке, ярком освещении…) пользуйтесь защитными средствами, тренируйте себя.
    2. При психологическом стрессе:

    - используйте самовнушение;

    - релаксацию;

    - медитационные упражнения.

    Психологическое напряжение

    «Позади Москва, отступать некуда»

    Причина: дефицит времени.

    1. Понимайте это состояние.
    2. Тренируйте свое поведение
    3. Отработайте дыхание. Глубокий вдох, задержка 10-15 с. Резкий выдох. Вдох с напряжением мышц. Выдох с расслаблением. 5 раз
    4. Тренируйте выражение лица и голоса.
    5. Делайте самоприказы успокоения.
    6. 5 мин. – ходьба в быстром темпе, 1,5 мин. В замедленном.

    Монотония

    «Скука»

    Причина: цель привносится извне в форме принуждения.

    1. Внесите смысл.
    2. Чередуйте виды заданий.
    3. Через 40 мин. Делайте паузы (музыкальные, двигательные)
    4. Используйте цветовое пятно – желтое и фиолетовое. Активизирует мышление.

    Психологическое утомление

    «Ждать и догонять…»

    Причина: процесс

    1. Работа по времени.
    2. Намечайте промежуточные результаты. (Выучил… написал…»
    3. Радуйтесь небольшому результату
    4. Утром – план: - Что я должен сделать? Вечером – подвести итоги.
    5. Делайте пробежку, прыгайте, танцуйте.

    Тревожность

    «Двум смертям не бывать, а одной не миновать…»

    Причина: цель сформулирована нечетко, ожидание неблагоприятных результатов.

    1. «Настраивайте» себя на положительный результат.
    2. Снимайте небольшими физическими нагрузками (прохаживайтесь туда и обратно по комнате).
    3. Улыбайтесь.
    4. Смотрите на голубой цвет, он способствует снятию состояния тревоги

     

    ЗНАТЬ ЧТО НЭС

    (негативное эмоциональное состояние) 

    ВОЗНИКАЮТ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ПРИЧИНОЙ НЭС ЯВЛЯЮТСЯ КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

    1. 1.     ЦЕЛЬ
    2. 2.     ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ, ДОСТИЖЕНИЯ
    3. 3.     РЕЗУЛЬТАТ

     СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ:

    Эффект успокоения

    Управление дыханием (медленное и глубокое дыхание, с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению. Частое, грудное дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма

     Эффект

    восстановления

    Управление тонусом мышц, движением. Умение расслаблять мышечные зажимы позволяет снять напряженность и восстановить быстро силы

     Эффект активизации

    Воздействие слова (самоприказы, сапрограммирование, самоодобрение); использование образов (зрительных, слуховых, ощущений в теле)

     

     

                       Составитель:   педагог-психолог Шолохова Е.А.

     

     

    свернуть
  • Льготное питание (нажмите, чтобы развернуть)

    ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ 

    ЗАКОН 

    О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 
    ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 
    ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ 

    Принят 
    Законодательным Собранием 
    Забайкальского края 
    3 июля 2013 года 

    Статья 1 

    1. Настоящий Закон края устанавливает меры социальной поддержки обучающихся: 
    краевых государственных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам (далее - общеобразовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам); 
    краевых государственных санаторных общеобразовательных организаций (далее - санаторные общеобразовательные организации); 
    краевых государственных общеобразовательных организаций для детей-инвалидов (далее - общеобразовательные организации для детей-инвалидов); 
    краевых государственных общеобразовательных организаций, имеющих интернаты (далее - общеобразовательные организации, имеющие интернаты); 
    краевых государственных общеобразовательных организаций со специальным наименованием "кадетская школа" (далее - кадетские школы); 
    краевых государственных организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, имеющих интернат (далее - организации дополнительного образования, имеющие интернат). 
    2. Действие настоящего Закона края не распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 

    Статья 2 

    1. Обучающимся, проживающим в общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, санаторных общеобразовательных организациях, общеобразовательных организациях для детей-инвалидов, в течение учебного года оказывается социальная поддержка в виде бесплатного обеспечения четырехразовым питанием. 
    2. Детям из малоимущих семей, обучающимся и проживающим в общеобразовательных организациях, имеющих интернаты, и кадетских школах, в течение учебного года оказывается социальная поддержка в виде бесплатного обеспечения четырехразовым питанием в порядке, устанавливаемом исполнительным органом государственной власти, уполномоченным Правительством Забайкальского края. 
    3. Обучающимся, проживающим в организациях дополнительного образования, имеющих интернат, в течение учебного года оказывается социальная поддержка в виде бесплатного обеспечения шестиразовым питанием. 
    4. Обучающимся, не проживающим в общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, санаторных общеобразовательных организациях, общеобразовательных организациях для детей-инвалидов, в течение учебного года оказывается социальная поддержка в виде бесплатного обеспечения трехразовым питанием. 
    5. Бесплатное обеспечение обучающихся питанием в соответствии с частями 1 - 4 настоящей статьи осуществляется по нормам, устанавливаемым исполнительным органом государственной власти, уполномоченным Правительством Забайкальского края. 

    Статья 3 

    1. Детям-инвалидам, обучающимся в общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, в общеобразовательных организациях для детей-инвалидов и проживающим на территории населенных пунктов, в которых расположены указанные организации, на расстоянии свыше одного километра от указанных организаций, в течение учебного года оказывается социальная поддержка в виде обеспечения бесплатного подвоза к месту учебы и обратно транспортом, предназначенным для перевозки обучающихся и состоящим на балансе общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, общеобразовательных организаций для детей-инвалидов. 
    2. При отсутствии в общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, общеобразовательных организациях для детей-инвалидов транспорта, предназначенного для перевозки обучающихся, либо его неисправности подвоз детей-инвалидов в случае, указанном в части 1 настоящей статьи, осуществляется на договорной основе транспортом иных организаций или индивидуальных предпринимателей. 

    Статья 4 

    1. Финансирование расходов на обеспечение указанными в статьях 2 и 3 настоящего Закона края мерами социальной поддержки обучающихся общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, санаторных общеобразовательных организаций, общеобразовательных организаций для детей-инвалидов, общеобразовательных организаций, имеющих интернаты, кадетских школ и организаций дополнительного образования, имеющих интернат, осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете края на содержание указанных организаций. 
    2. Размер расходов на обеспечение указанными в статьях 2 и 3 настоящего Закона края мерами социальной поддержки обучающихся общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, санаторных общеобразовательных организаций, общеобразовательных организаций для детей-инвалидов, общеобразовательных организаций, имеющих интернаты, кадетских школ и организаций дополнительного образования, имеющих интернат, определяется исходя из: 
    количества обучающихся, нуждающихся в предоставлении бесплатного трехразового, четырехразового и шестиразового питания; 
    количества детей из малоимущих семей, нуждающихся в предоставлении бесплатного четырехразового питания; 
    норм и стоимости питания; 
    количества обучающихся, нуждающихся в подвозе к месту учебы и обратно; 
    стоимости подвоза. 

    Статья 5 

    1. Настоящий Закон края вступает в силу с 1 сентября 2013 года. 
    2. Со дня вступления в силу настоящего Закона края признать утратившим силу Закон Забайкальского края от 12 июля 2011 года № 533-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий обучающихся (воспитанников) государственных образовательных учреждений Забайкальского края" ("Забайкальский рабочий", 18 июля 2011 года, № 137). 

    Председатель Законодательного Временно исполняющий обязанности 
    Собрания Забайкальского края Губернатора Забайкальского края 
    С.М.ЖИРЯКОВ К.К.ИЛЬКОВСКИЙ 

    г. Чита 
    10 июля 2013 года 
    № 854-ЗЗК 

    свернуть
  • Практические рекомендации для выпускников (нажмите, чтобы развернуть)

    Практические рекомендации для выпускников при подготовке к экзаменам.

    • Рисуйте в уме только ситуации успеха. Не программируйте свой мозг на неуспех. Мыслите позитивно.
    •  Формулируйте позитивные установки и формулы самовнушения. Например: сейчас я чувствую себя хорошо;  я могу расслабиться, а потом быстро собраться; я могу управлять своими внутренними ощущениями; я справлюсь в любой момент с любым напряжением, когда пожелаю; внутренне я ощущаю, что у меня все будет в порядке.
    •  Ваш оптимистический настрой будет способствовать мобилизации внутреннего физиологического ресурса организма  и Ваших интеллектуальных возможностей.
    •  Настройтесь на достижение своей цели, увидьте ее.
    •  Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
    •  Никогда не говорите фразы «попытаюсь» и «не могу». Они способны разрушить все ваши усилия для достижения успеха.
    • Беспокойтесь на здоровье, но правильно:

    ü Попробуйте разобраться, чего Вы боитесь, 

    ü Предпримите действия, чтобы избежать этой ситуации,

    ü Проясните все неточные сведения и состояние тревоги снизится.

    • Дышите глубоко и ровно. Кислород необходим для эффективной работы мозга. Глубокое ритмичное дыхание снимает избыток напряженности и способствует лучшей концентрации внимания. При мобилизирующем  дыхании   - после вдоха задерживается дыхание. В случае сильного напряжения перед началом экзамена поможет успокаивающее дыхание - сделать вдох и затем глубокий выдох – вдвое длиннее вдоха.

    Практические рекомендации для выпускников непосредственно ДО и ВО время проведения ЕГЭ

    • Постарайся ничего не делать за день до начала экзамена. Если что-то осталось не доученным, лучше не пытайся заполнить пробелы за одни сутки. Расслабься, отдохни  и постарайся переключиться с предстоящего экзамена на что-либо.
    • Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.
    • Соберись с мыслями, приведи в порядок свои эмоции.
    • Смело входи в класс с уверенностью, что все получится.
    • Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что «Я все знаю, Я учился хорошо, Я могу сдать экзамен, Я сдам экзамен, Я уверен в своих знаниях. Спокойно» и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.
    • Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:

    ü - сядь удобно,

    ü - глубокий вдох через нос (4–6 секунд),

    ü - задержка дыхания (2–3 секунды).

    • Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.
    • Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.
    • Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.
    • Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах не связаны друг с другом. 
    • Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.
    • Если тебе сложно сделать выбор, если ты сомневаешься в правильности ответа, то доверься своей интуиции.
    • Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
    • Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это маловероятно. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно выполнить 70% заданий.

    Практические рекомендации для родителей выпускников перед предстоящими экзаменами.

    • Организация рабочего места. Организация письменного стола ребенка значительно влияет на усвоение материала. Здесь прослеживается и связь между концентрацией внимания и эффективностью подготовки к экзамену. Если во время занятий ребенок будет использовать определенный стол, стул, то со временем будет значительно легче удаваться концентрация внимания. Поэтому, необходимо, чтобы ребенок работал в определенном месте.
    • Если при подготовке к обычному экзамену можно использовать фоновую тихую музыку, то при подготовке к ЕГЭ музыки быть не должно.
    • Повышайте уверенность детей в себе; чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок. «Ну, ты же сдашь!» Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.
    • Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
    • Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок. Если ребенок занимается в течение нескольких часов без перерыва, такое занятие является непродуктивным, т. к. нарастает психическое утомление, даже если ребенок ощущает, что еще может продолжать что-то изучать. Известно, что наиболее благоприятно делать перерывы каждые 30 минут 2-3 минуты, через час после занятий нужно сделать паузу в 5 минут, после 2-х часов следует делать паузу в 20-30 минут.
    • Помогите детям распределить темы при подготовке по дням. Так вы сможете контролировать ребенка. Например, вы знаете, что по плану он должен пройти определенную тему в определенный день и уже можете спрашивать с него.
    • Особое внимание следует обратить на питание ребенка: такие продукты как рыба, творог, курага, орехи стимулируют работу головного мозга. Купите комплекс витаминов.
    • Показывайте ребенку, что вы проявляете интерес к материалу, который он изучает.
    • Следите, чтобы ребенок не зазубривал весь материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить логику. Очень полезно делать краткие схематические выписки, таблицы (сравнительные), упорядочивая изучаемый материал. Основные формулы можно выписать и повесить над письменным столом, кроватью.
    • Вы можете сами проводить промежуточные тесты. Например, вы совместно разбили темы по дням, по ключевым моментам: составьте тест и протестируйте ребенка, так как необходима тренировка, ведь форма ЕГЭ значительно отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
    • Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
    • Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка распределять свое время и уметь ориентироваться в нем. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

     

     

    Рекомендации учителям: 

    • Активнее вводите тестовые технологии в систему обучения. Помните о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу».
    • С помощью сборников тематических тестов можно оценивать уровень усвоения материала учениками и отработать у них навык работы с тестовыми заданиями.
    • Знакомьте учеников со структурой тестовых заданий. Зная их типовые конструкции, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят учащимся в ходе сдачи ЕГЭ реально повысить балл.
    • Отработайте отдельные детали при сдаче зачетов по пройденным темам.
    • Проводите основную часть работы не перед самим экзаменом, а заранее, т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных, как сдача ЕГЭ.
    • Уделите внимание развитию навыков саморегуляции и самоконтроля у выпускников. Они позволяют учащимся более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

     

    Как создать позитивный психоэмоциональный настрой участников ЕГЭ

    •  От организатора будет во многом зависеть психологическая атмосфера экзамена.

    •  Начало любого контакта, особенно с незнакомыми людьми - это, прежде всего, улыбка, доброжелательные интонации в голосе, внимание к каждому присутствующему.

    •  Одежда организатора не должна быть вызывающей (яркой, экстравагантной), чтобы не отвлекать учащихся.

    •  Чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность сделать ошибку, поэтому  словесные установки учителя-организатора должны повышать уверенность ученика в себе.

    •  Необходимо подбадривать учащихся доброжелательным взглядом, прикосновением, краткой похвалой.

    •  Наблюдайте за самочувствием ребенка, постарайтесь вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.

    •  Овладевайте сами приемами краткой и эффективной мышечной релаксации, и рекомендуйте детям приемы успокаивающего дыхания.

     

     

    Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

    •  пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся. Это поможет настроиться на работу;

    •  внимательно прочитать вопрос до конца и понять смысл (характерная ошибка вовремя тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

    •  если не знаешь ответа на вопрос или не уверен в правильности, пропусти его и отметь, чтобы к нему вернуться;

    •  если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    свернуть